Многие дети из малоимущих семей Кыргызстана не учились из-за отсутствия гаджетов, интернета и денег на его пополнение, когда власти объявили о переходе на дистанционное образование.
Несмотря на то, что Минобразования Кыргызстана разработало специальные уроки, загружало видео на сайты, мобильные приложения, а на телеканалах транслировались школьные занятия по ряду предметов, ученики и родители столкнулись с трудностями.
Особенно это коснулось социально уязвимых и многодетных семей, а также проживающих в регионах страны.
Дети и родители жаловались, что имеются проблемы с доступом не только к интернету, но и к телевидению. Многие семьи больше озабочены поиском средств к существованию, отсутствием заработка, у них нет смартфонов и планшетов, рассказывают исследователи Коалиции за равенство в КР, которые документируют подобные случаи.
Айгуль, жена инвалида из жилмассива около Бишкека, мать шестерых детей была в панике, когда в разгар пандемии, весной 2020 года власти объявили о переходе на онлайн-обучение. Она понимала, что в стране COVID-карантин и эпидемия нарастает, но еще больше пугало то, что у её детей не будет возможности учиться.
«У нас был только маленький смартфон и его на четверых детей не хватало,- рассказывает Айгуль. — Мне пришлось обращаться за помощью к родственникам. Они отдали два старых телефона, но было трудно пополнять баланс, так как денег не хватало».
Айгуль работала почтальоном, с началом карантина ее деятельность была приостановлена, а зарплату сократили до трех тысяч сомов (около $ 20). Имеющиеся деньги уходили на лечение больного мужа, страдающего острой почечной недостаточностью, который нуждается в гемодиализе.
«В результате мои дети учились кое-как, а потом вообще забросили», — говорит Айгуль.
На вопрос о том, пыталась ли многодетная мать получить помощь от государства, Айгуль рассказала, что ей предлагали «бесплатную контрацепцию, намекая, чтобы она больше не имела детей».
В другом случае, матери-одиночке из Бишкека, воспитывающей двоих детей, пришлось занимать деньги в долг, чтобы купить подержанный смартфон. Но полноценно заниматься ее дети все равно не смогли: занятия у дочки, которая училась в 3-м классе, проходили одновременно с уроками старшего сына, семиклассника.
«Мы не были подготовлены ни морально, ни технически, — рассказывает женщина.- У меня нет компьютера, был только кнопочный мобильник».
«Доступ к образованию является основополагающим элементом права на образование и любой школьник должен иметь такую возможность, — говорит Алмаз Тажыбай, директор Центра инновационного образования «Перемена». — Анализ показывает, что с введением онлайн-обучения значительное количество школьников Кыргызстана такого права не имело».
С другой стороны, государство могло бы обеспечить социально уязвимые семьи техническими средствами — телефонами или планшетами, или небольшими льготными кредитами на их приобретение.
Согласно исследованию «Школы Данных», во время которого были опрошены 338 учителей и 1324 ученика Кыргызстана, ряд проблем, основными из которых были нехватка гаджетов, отсутствие интернета, а иногда и телевизора, плохая связь, сбои в подаче электричества, сильно повлияли на доступ к образованию.
Human Rights Watch, международная правозащитная организация, в своем докладе « COVID-19 и права человека» отмечает, что в странах, где значительная часть детей не посещает школу, чревато подрывом усилий по повышению охвата школьным образованием и удержанию в учебном процессе, особенно на уровне среднего образования.
Правозащитники рекомендуют государствам принимать меры для смягчения непропорциональных последствий для тех детей, которые и без того сталкиваются с препятствиями в получении образования или в силу тех или иных причин относятся к маргинализованным группам.
Среди мер – разработка стратегий, которые были бы направлены на поддержку всех учащихся. Это можно делать посредством мониторинга учеников из групп риска или своевременного обеспечения учащихся печатными или доступными в интернете учебными материалами.
Статья создана в рамках проекта Школы миротворчества и медиатехнологий «Повышение информированности на вызов “COVID и дискриминация” для усиления помощи уязвимым группам в Кыргызстане».
Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности Школы миротворчества и медиатехнологий в ЦА и не отражает точку зрения Европейского Союза.